Get Adobe Flash player

Защита инвестиционной деятельности в Республике Казахстан.

            Законодательство Республики Казахстан, регулирующее инвестиционную деятельность основывается не только на Законе РК «Об инвестициях». Основой законодательства любой страны является Конституция, Казахстан не является исключением, поэтому в первую очередь Конституция Казахстана регламентирует инвестиционную деятельность. Так, статья 12 Конституции РК предусматривает, что «Иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами». А статья 26 гарантирует всем свободу предпринимательской деятельности и право распоряжаться для этой цели своим имуществом.

            В свою очередь, виды имущества, порядок распоряжения им регламентируется нормами Гражданского Кодекса РК. Но и Гражданский Кодекс не в силах охватить всю полноту правоотношений, и некоторые его положения нуждаются в детализации. Детализация осуществляется принятием соответствующих законов, регулирующих правоотношения в конкретной сфере экономической и иной деятельности. В области инвестиций таким законом является Закон РК «об инвестициях».

            Названный Закон определяет правоотношения, регулируемые им, дает определение понятий инвестиции, инвестора, инвестиционной деятельности, инвестиционного спора. В нем закреплены гарантии правовой защиты инвестиционной деятельности, гарантии использования доходов от такой деятельности, государственную поддержку инвестиционной деятельности и инвестиционные преференции.

            Инвестиционные преференции предусматриваются в облегчении налогового бремя инвестора, освобождение от уплаты определенных таможенных пошлин. Это же, в свою очередь, означает, что инвестиционная деятельность регламентируется нормами Налогового и Таможенного Кодексов Республики Казахстан.

            Названные нормативно-правовые акты являются основными актами, регулирующими инвестиционную деятельность, но их перечень не является исчерпывающим. К примеру, выше упоминались инвестиционные преференции, предоставляемые при налогообложении и в области таможенных платежей. В случае возникновения спора по уплате налогов или таможенных пошлин, в зависимости от вины, на инвестора может быть наложено административное взыскание. А это процедура предусмотрена и регулируется Кодексом РК об административных правонарушениях. Это еще один нормативно-правовой акт, так или иначе регулирующий инвестиционную деятельность.

            Другой пример, Закон «Об инвестициях» дает понятие инвестиции как – «инвестиции - все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы финансового лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также произведенные и полученные фиксированные активы в рамках договора концессии концессионером». А правовые условия концессии определяются Законом РК «О концессиях». Таким образом, законодательная база, регулирующая инвестиционную деятельность, многообразна и связана с конкретными правоотношениями.

            Выше упоминались гарантии инвестиционной деятельности. Статья 4 Закона РК «Об инвестициях» гарантирует инвестору полную и безусловную защиту прав и интересов. Кроме того, инвестор имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в результате издания государственными органами актов, не соответствующих законодательным актам Республики Казахстан, а также в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц этих органов в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

     Также государство предоставляет инвестору право:

1) по своему усмотрению использовать доходы, полученные от своей деятельности, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

2) открывать в банках на территории Республики Казахстан банковские счета в национальной валюте и (или) иностранной валюте в соответствии с банковским и валютным законодательством Республики Казахстан.

            Но кроме гарантий, государство берет на себя обязанность по поддержке инвестиций, целью которой является создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирование инвестиций в создание новых, расширение и обновление действующих производств с применением современных технологий, повышение квалификации казахстанских кадров, а также охрана окружающей среды.

            Поддержка заключается в предоставлении инвестиционных преференций трех видов:

- инвестиционные налоговые преференции;

- освобождение от обложения таможенными пошлинами;

- государственные натурные гранты.

            Инвестиционные налоговые преференции предоставляются на срок, определяемый в каждом отдельном случае, то есть на срок контракта, и зависит от видов деятельности и объемов инвестиций в фиксированные активы. Размер же предоставляемых налоговых льгот определяется в соответствии с Налоговым Кодексом, и также в каждом конкретном случае может быть разным.

            Освобождение от обложения таможенными пошлинами предоставляется при импорте оборудования и комплектующих к нему, ввозимых для реализации инвестиционного проекта. Как и в случае с налоговыми преференциями, срок предоставления таможенных льгот – это срок действия инвестиционного контракта. При этом законодательно закреплено, что максимальный срок освобождения от обложения таможенными пошлинами не может быть больше пяти лет, с момента регистрации контракта.

            Государственные натурные гранты предоставляются по согласованию с соответствующими государственными органами в сфере управления государственным имуществом и (или) земельными ресурсами, во временное безвозмездное пользование либо на праве временного безвозмездного землепользования с последующей безвозмездной передачей в собственность либо в землепользование в случае выполнения инвестиционных обязательств в соответствии с контрактом.

     В качестве государственных натурных грантов могут передаваться:

земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь. Максимальный размер государственного натурного гранта не может превышать тридцати процентов от объема инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан. Если же, размер запрашиваемого гранта превышает максимальный размер, то инвестор имеет право получить запрашиваемое имущество с оплатой разницы между его оценочной стоимостью и максимальным размером государственного натурного гранта.

            Кроме предоставления гарантий и поддержки инвестиционной деятельности, государство оставляет за собой право контролировать исполнение инвестиционных контрактов. В этой связи, становится актуальным вопрос правой защиты инвестора со стороны адвоката или юридической фирмы.

            Одним из методов правой защиты инвестиционной деятельности является юридическое сопровождение. В первую очередь, это грамотное составление договоров, заключаемых компанией инвестора. Здесь необходимо не только учесть интересы инвестора и юридически грамотно, правильно их оформить в договоре, но и грамотно привязать положения договоров к основному контракту инвестора.

            Иностранные инвесторы зачастую занимаются внешне экономической деятельности, а следовательно им необходимо не только получить от юридической фирмы грамотно составленный договор, но и постоянное консультирование по различным юридическим вопросам, в различных отраслях права: таможенном, налоговом, гражданском, административном, жилищном и так далее. Все это и есть юридическое сопровождение инвестиционной деятельности.

Следующим методом правовой защиты инвестора является претензионная работа. Существенной она является в силу того, что иностранные инвесторы стараются избегать судебного рассмотрения спора, потому что это сильно влияет на имидж компании и последующие инвестиционные проекты. Поэтому юридически грамотно, корректно составленная претензия может решить судьбу спора. Иногда, для разрешения разногласий одной претензии недостаточно, необходимо проведение переговоров, поиск компромисса. И опять на первый план выходит юридическая сторона дела. Для представления интересов инвестора необходимо правильно оценить ситуацию, спрогнозировать ее развитие, юридически грамотно обосновать позицию инвестора, убедить оппонента в своей правоте. В противном случае, при не разрешении спорной ситуации путем претензий или переговоров, все вышесказанное придется проделывать в судебном порядке. А это затраченное время, судебные расходы и как следствие возможное принудительное исполнение судебного решения, которое также в большинстве случаев простым не бывает.

Судебное представительство интересов инвестора это крайний, но, тем не менее, еще один метод правовой защиты инвестиционной деятельности. Инвестиционные споры возникают между инвестором и государственным органом, в связи с исполнением инвестиционного контракта. Не смотря на то что, государство гарантирует и поддерживает инвестиционную деятельность, но свои интересы оно тоже соблюдает. Кроме того, спор может возникнуть не по вине инвестора, а в силу не компетенции или ошибок отдельных государственных служащих.

При рассмотрении спора в судебном порядке очень важным является предоставить достаточную и обоснованную доказательственную базу, подтверждающую свою правоту. Также, не маловажным является предмет спора, в зависимости от которого необходимо определять стратегию поведения во время судебного процесса.

К примеру, налоговый комитет проводит камеральную проверку деятельности инвестора и ошибочно доначисляет ему налоги, а затем в судебном порядке пытается взыскать сумму задолженности и пени. В данном случае, при представлении интересов необходимо заявлять ходатайство о проведении судебно-экономической экспертизы, которая покажет имело ли место занижение налогов или нет. По результатам экспертизы необходимо определять следующие процессуальные действия.

Другой случай. Проводится таможенная проверка, в результате которой устанавливается, что ввезенные комплектующие к технике прошли таможенную очистку не по той категории товаров, к которой они относятся. В следствие чего, таможенный орган выставляет к уплате сумму штрафа. В этой ситуации необходимо доказывать, что таможенная очистка прошла с неправильной кодификацией по вине таможенного органа.

Споры, связанные с надлежащим или не надлежащим исполнением инвестиционного контракта многообразны, каждый из них по своему уникален. Поэтому в зависимости от каждого конкретного случая определяются способы доказывания своей правоты.

Таковы основные положения защиты инвестиционной деятельности в Республике Казахстан.